|
Фараонка, Фараон,
Фараончик - фантастическое существо с человеческой головой, туловищем и
рыбьим хвостом; русалка.
«А мужики видели, как из реки выходила женщина. Она первый раз вышла
и говорит: „Фараон, фараон", — и ушла в воду» (Волог.).
Фараоны, мифические полулюди-полурыбы (и женского
и мужского пола -произошли от потонувшего в Чермном море (в Красном море)
«войска фараонова» (при преследовании евреев, выводимых Моисеем
из Египта).
В основе таких представлений лежат апокрифические легенды, возникшие
в результате народной переработки библейского сюжета о переходе Мот через
Красное море, когда вода расступилась, пропустила Моисея и ведом им народ,
но сомкнулась над головами преследователей; «люди фараона обратишася рыбами»,
«у тех рыб главы человеческие, а ту лова нет, токмо ед глава, а зубы и
нос человечи; а где уши, тут перья, а где потылица, тут же и не яст их
никтоже».faraon" Фараон" 275 199 >
Обратились рыбами и оружие, кони воинов: «...а на
конских рыбах шер конская, а кожа на них толста на перст, ловят их и кожи
в них снимают тело мечут, а в кожах перед ы и подошвы шьют; а воды те кожи
не терпят,,») в сухоноско, на год станут» [Сказание о переходе Чермного
моря по списку 1602 г.] <Черепанова, 1983>.
Образ «фараона лютого», по-видимому поразивший народное
воображение нередко появляется в старинной русской литературе, в сказаниях,
легендах «Переход библейско-книжного образа в сферу народных мифологических
представлений осуществлялся несколькими путями: через официальную книжное"
через литургику, через апокрифическую литературу, народную трансформацию
духовной литературы, в частности, духовные стихи. В канонической церковной
и светской книжности и сам библейский сюжет, и образ фараона, преследовавшего.
В народных верованиях образы фараонов и фараонок сливаются с образами сеяных
и русалок, однако из-за «книжного» происхождения представлений о ("войске
фараоновом» полулюди-полурыбы часто воображаются обитающими далеко, в морях;
например, фараончики — «чудные белотелые девы с русыми кудрями, которые
плавают в море. У них рыбьи хвосты» (Сарат.). В Новгородской губернии считали,
что у фараонов только «голова человеческая», а остальное у них рыбье. Случается,
что в ясную погоду они выскакивают из воды и кричат: «Царь Фараон в воде
потонул».
"В ину пору корабль плывет, хоша по обнаковенной
воде, но зато по сторонам-то его бесперечь выныривают чудовища: от головы
до пояса человек, от пояса до ног — соминый плеск. Вынырнет это чудовище,
встряхнет длинными волосами, индо брызги на версту летят, да закричит
глухим хриплым голосом: „Фараон!" Это фараоновы воины, что за Мысеим гнались,
да потонули. В ину пору эти самые чудовища, их тоже зовут фараонами, ухватятся
за корабль ручищами, словно граблями, да спрашивают:
Когда Осподь с судом сойдет?" — „Завтра" иль-бо „Послезавтра"', - скажут
с корабля, чтоб только отвязаться. Ну, и отстанут, а без того ни за
что
отстанут, такие привязчивые, право. Им, вишь, узаконено жить в море
до преставленья света. Тогда, вишь, их рассудят с царем фараоном: из-за
него погибли и сделались получеловеками. Это море так и прозывается:
фараонское море» <Железнов, 1910>.
По рассказам жителей Смоленщины, фараоны -- «египетские
цыгане», по мановению жезла Моисея. Они похожи на людей, но покрыты
рыбьей чешуей, одноглазы, могут обитать лишь в воде. Фараоны любят ненастье
а в хорошую погоду интересуются «у своего фараона» ~ когда переменчивая
погода. Его же они вопрошают и о конце света, ибо обречены существовать
полурыбьем-получеловеческом обличье вплоть до Светопреставления. Фараонки
опасны — они людоеды. Иногда их ловят и «показывают», содержа в чанах с
водой < Добровольский, 1891>.
Таким образом, в народных повествованиях
о фараонах и фараонках, наряду с «библейским происхождением», подчеркивается
их принадлежность к безвременно погибшим, заклятым, проклятым людям, а
так же особый, «глухой и хриплый», но влияющий на людские судьбы голос
и дар пророчества, предвиденья.
|
|